Когда пора менять масло в АКПП?

Начнем с того, что замена масла в АКПП является такой же обязательной регламентной процедурой, как замена заскрипевших колодок или изношенных покрышек. И производить замену следует до того, как коробка покажет малейшие признаки неудовлетворительной работы. Так, когда же необходимо менять масло в автоматической коробке передач?

В СООТВЕТСТВИИ С РЕКОМЕНДАЦИЕЙ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Одним из самых очевидных методов определения интервала замены является рекомендация автопроизводителя и, в большинстве случаев придерживаясь её, вы сохраните работоспособность коробки на длительный срок. Однако, у этого метода есть исключение, а именно, автомобили у которых в мануале указано масло «на весь срок службы», о нем мы поговорим отдельно.

УЧИТЫВАЯ СРОК ГОДНОСТИ МАСЛА

Если по каким-то причинам у вас нет возможности заглянуть в мануал вашего автомобиля, вы можете смело установить для себя интервал замены масла в АКПП не реже 1 раза в 3 года. Почему именно такой интервал? Все очень просто, у коробочного масла есть срок годности, он указан производителем на упаковке и обычно составляет 3 года. После истечения срока годности производитель масла не несет ответственности за характеристики продукта, следовательно, все риски ложатся на автовладельца. Кроме того, вы же не будете пить просроченный йогурт?

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ МАСЛА

Если усредненные значения вас не устраивают, если вы эксплуатируете автомобиль часто не так, как среднестатистический водитель:

  • Вы привыкли к динамичной езде. Быстрый старт с места и резкое торможение;
  • Автомобиль используется в городских условиях. Регулярный режим «старт-стоп» в условиях пробок и постоянных светофоров заставляет трансмиссию работать чаще и при более высоких температурах, что быстрее приводит к снижению качества и вязкости масла в ней. При этом необходимо учитывать, что вязкостная характеристика масла при высоких температурах является одной из главных. И использование синтетических жидкостей при обслуживании АКПП, здесь не вопрос для обсуждения, а прямое требование для сохранения ресурса АКПП;
  • Трансмиссия работает в тяжелых погодных условиях – сильно низкая (ниже -25 градусов по Цельсию) или высокая (выше 35 градусов по Цельсию) температура окружающего воздуха в течение всего срока службы автомобиля;
  • Продолжительная работа автомобиля на предельных нагрузках. Речь идет о работе с превышением допустимой полной массы, к примеру, при перевозке тяжелых грузов, буксировке автомобилей или прицепов;
  • Регулярное движение по бездорожью. Преодоление на автомобиле больших расстояний по снегу, песку, камням, гравию.

Следует регулярно следить за состоянием масла, особенно после жаркого лета или частой езды в пробках. Для этого необходимо не реже, чем каждые 10 000 км пробега брать пробу масла, например, с помощью щупа.

Капаем масло на белую салфетку и смотрим.

  • Масло прозрачное. Если масло прозрачное, то его замена не требуется. При этом не стоит обращать внимания на цвет масла. В процессе работы масло розового цвета может стать черным, но главное, чтобы оно оставалось прозрачным;
  • Масло мутное. Если сквозь масло не видно белого листа, значит оно загрязнено мелкими частицами, и его следует поменять.
  • Масло с вкраплениями стружки. Если в пробе масла, взятого из коробки, отчетливо видны детали металлической стружки или сажи, значит, с трансмиссией вскоре будут большие проблемы. Чаще всего при появлении металлической стружки замена масла уже не сможет спасти АКПП от разрушения. Вам с специализированный сервис по ремонту АКПП
  • Масло отличается едким запахом гари. Тоже не очень хорошо, скорее всего пакет фрикционов находится уже в поврежденном состоянии.

ПРИ ПЕРВЫХ ПРИЗНАКАХ НЕТИПИЧНОЙ РАБОТЫ АКПП

При появлении странностей в работе коробки передач, «пинков», дерганий, несвоевременных переключений, гула и тому подобного, следует незамедлительно обратиться в сервис. Необходимо полностью слить масло и снять поддон, чтобы диагностировать проблему с коробкой передач. Чистый поддон покажет, что опасения были ложными и достаточно просто заменить фильтр и залить свежее масло.

Если на него налипла небольшая металлическая стружка (так называемые «ежики»), следует понимать, что началось разрушение АКПП, и вскоре трансмиссия перестанет работать должным образом. Заметив на поддоне явные куски металла, которые по диаметру могут быть больше 1 мм, можно диагностировать фактически разрушение коробки передач и необходимость срочного капитального ремонта.

Но даже если масло абсолютно чистое и не «перегретое», оно все равно теряет свойства с возрастом. Вырабатываются противозадирные и задающие вязкость присадки, теряет свои свойства и основа. В реальной эксплуатации ко всем этим неприятностям добавляется еще и загрязнение масла продуктами его же разложения, а также продукты износа коробки. Поэтому менять масло по интервалу пробега или же временному всё равно придется, если вы планируете избежать серьезных затрат, связанных с ремонтом дорогостоящей АКПП.

Прекрасно, когда история технического обслуживания машины известна и написана грамотными мастерами и владельцем. Масло меняется по регламенту или даже чаще. Ведь не секрет, что почти все современные АКПП очень сильно его загрязняют из-за активного использования накладок блокировки ГДТ. А «преселективы» с мокрыми сцеплениями (например, DSG DQ250 и DQ500) и вовсе работают сцеплением в масляной ванне. При этом в масло попадают продукты износа накладок в очень большом объеме, а в силу особенностей конструкции коробок и малого рабочего давления фильтры не могут полностью задержать все посторонние частицы.

Поэтому масло в АКПП нужно менять, причем как можно чаще.

При нормальном стиле вождения мы рекомендуем это делать не реже одного раза в 3 года или 60 000 км пробега, если производителем не рекомендован интервал меньшего значение. Однако, при использовании не синтетических жидкостей этот интервал должен быть сокращен в 2, а то и в 3 раза.

Внимание! Если вы купили автомобиль «с рук», советуем сразу заменить масло в автоматической трансмиссии или проверить его качество.